ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ

педсоветом Директор

___от «___»_______2009 ГОУ Сергиевского

психологического центра

_______________Н.А.Земскова

подпись

«___»____________2009 г.





Программа развития

ГОУ Сергиевского психологического центра на 2009-2013год









Актуальность


Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
В соответствии с п. 2 с. 1 Закона Российской Федерации «Об образовании» «организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования». В 2010 году завершается пятилетний этап реализации указанной программы. В следующий пятилетний этап реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы указанные модели должны получить распространение в практике каждого муниципалитета. Ключевые параметры инициативы «Наша новая школа» должны быть полностью выполнены. Основные направления работы в рамках инициативы «Наша новая школа» в образовательных учреждениях Сергиевского района необходимо реализовывать с применением знаний психологической науки.
В целях реализации государственной политики в сфере образования, совершенствования деятельности ГОУ Сергиевского психологического центра и обеспечения потребности Сергиевского района в психологическом сопровождении всех субъектов образовательного процесса была разработана программа развития центра на 2009 - 2013 годы.


I. Стратегия: Психолого-медико-социальное сопровождение участников образовательного процесса при введении новых образовательных стандартов в образовательных учреждениях



Результат

Критерии эффективности


Инструментарий оценки качества


Результат 1


Психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса и создание условий, обеспечивающих психологическое благополучие детей, предполагающее полноценное психическое и личностное развитие на всех возрастных этапах.



Параметр 1

Психологическое здоровье


Параметр 2

Эффективность реализуемых программ (основных и дополнительных) на каждом возрастном этапе



Социопсихологический мониторинг



Исследовательские проекты детей

Результат 2


Реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резерв развития ребенка на каждом возрастном этапе



Параметр 1

Психологическое здоровье

Параметр 2

Здоровьесберегающая деятельность учреждений района

Параметр 3

Качество реализуемых программ (основных и дополнительных) на каждом возрастном этапе



Социопсихологический мониторинг



Мониторинг здоровьесберегающей среды в ОУ района



Личностные достижения детей, портфолио детей

Результат 3


Психологическое сопровождение участников образовательного процесса при введении новых образовательных стандартов в ОУ.


Параметр 1

Здоровый образ жизни участников образовательного процесса

Параметр 2

Оценка уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся в начальной школе.


Технологии и методики здоровьесберегающего сопровождения


Стандартизация тестовых заданий в начальной школе: требования к содержанию тестовых вопросов, процедуре и критериям оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся.

Результат 4


Обеспечение индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.


Параметр 1

Модели деятельности психолого-медико-социального сопровождения на ступенях обучения


Параметр 2

Интеграция детей в социум


Параметр 3

Оценка качества при переходе с одной школьной ступени на другую



Индивидуальный мониторинг и программы развития здоровья детей


Механизм полноценной интеграции детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Банк данных

Стандартизация тестовых заданий по ступеням: требования к содержанию тестовых вопросов, процедуре и критериям оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся.


II. Корректировка модели




1этап 2009-2010



Психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса и создание условий, обеспечивающих психологическое благополучие детей, предполагающее полноценное психическое и личностное развитие на всех возрастных этапах.


2этап 2010-2011



Реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резерв развития ребенка на каждом возрастном этапе




3 этап 2011-2012



Психологическое сопровождение участников образовательного процесса при введении новых образовательных стандартов в ОУ.



4 этап 2012-2013



Обеспечение индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося




Этапы реализации стратегии Центра



Этапы реализации стратегии

содержание

ресурсы

Материально-технические

Организационные

Кадровые

  1. Этап

2009-2010


Психолого-педагогическо-го сопровождения учебно-воспитательно-го процесса и создание условий, обеспечиваю-щих психологичес-кое благополучие детей, предполагающее полноценное психическое и личностное развитие на всех возрастных этапах.


I.Реализация образовательной деятельности по дошкольной общеобразовательной программе «Предшкольная пора» в группе кратковременного пребывания для детей 5-7 лет.


II. Психологическое сопровождение приоритетных направлений региональной образовательной политики.

  1. Психологическое сопровождение образовательного процесса, направленного на оптимизацию здоровьесберегающей среды ОУ.

  2. Психологическое сопровождение подготовки к государственному экзамену в 9, 11 классах.

  3. Использование сенсорной комнаты с целью психоэмоциональной коррекции участников образовательного процесса.

  4. Проведение системы мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у педагогов.


III. Социопсихологическое воздействие, направленное на компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии участников образовательного процесса.

Мероприятия по решению задачи:


  1. Проведение социопсихологического мониторинга образовательной среды, психологического здоровья воспитанников и учащихся образовательных учреждений разного типа и вида Сергиевского района.

  2. Информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений по созданию оптимальных психолого-педагогических условий в образовательном пространстве ОУ.

  3. Консультативная деятельность участников образовательного процесса.

  4. Развитие системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

  5. Скоординировать психопрофилактическую работу по профилактике негативных зависимостей и формированию социальных установок на здоровый образ жизни среди учащихся и родителей в рамках кабинета по профилактике наркомании:

- реализация профилактических программ «Все цвета кроме чёрного», «Сталкер», «Волна», «Комфорт», «Правильный выбор», «Жизнь на перепутье»;

- проведение разовых мероприятий;

- развитие волонтерского движения и участие в социально-значимых проектах.



IY. Комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Мероприятия по решению задачи:


  1. Организационно – координационное обеспечение деятельности специалистов социальной и коррекционно-педагогической направленности в рамках образовательного процесса.

  2. Реализация новых технологий обучения и развития в практику работы специалистов.



1.Расширение площади центра.


2. Улучшение материально-технического обеспечения центра:

  • Проектор;

  • Медиатека;

  • Увеличение точек выхода в Интернет.


3. Медиатека и библиотека «Современных информационных образовательных технологий»


4. Создание сайта Центра.

дсоветом Директор

№___от «

1.Договора с ОУ


2.Договора с организациями


3.Развивать практику использования специалистами современных информационных образовательных технологий


4.Стимулировать усилия и поддерживать развитие систем дошкольного образования в центре, обеспечивающих равные стартовые условия прихода детей в школу


5.Вовлечение детей в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.


6. Рецензирование 10% программ, реализуемых специалистами центра.


1. Повышение квалификации специалистов по направлениям:

  • Консультирование;

  • Просвещение.


2. Выделение в рамках центра узкопрофильных специалистов.

2 этап

2010-2011


Реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резерв развития ребенка на каждом возрастном этапе


I.Психолого-педагогическое сопровождение образования Сергиевского района

Мероприятия по решению задачи:

1. Проведение социопсихологического мониторинга образовательной среды, психологического здоровья воспитанников и учащихся образовательных учреждений разного типа и вида.

2. Проведение мониторинга состояния здоровья учащихся и организация здоровьесберегающей деятельности в ОУ.

3. Информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений по созданию оптимальных психолого-педагогических условий в образовательном пространстве ОУ.



II. Реализация образовательной деятельности по дошкольной общеобразовательной программе «Предшкольная пора» в группе кратковременного пребывания для детей 5-7 лет.


Мероприятия по решению задачи:

1. Совершенствование условий образовательной среды для деятельности группы кратковременного пребывания: разработка УМК для детей 5-6 лет, развитие коммуникативных навыков у детей в программе «Волшебный мир здоровья» для детей 6-7 лет.

2. Формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника через проектирование образовательной среды.

3. Выстраивание системы работы с родителями в рамках «Родительского клуба» по эффективному взаимодействию с детьми в семье.


III. Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение субъектов образовательной деятельности школ.

1. Реализация новых технологий обучения и развития в практику работы специалистов с детьми.

2. Психологическое сопровождение подготовки к экзаменам в 9, 11 классах.

3. Обеспечить психолого-педагогическую систему поддержи сформировавшихся талантливых школьников. Проведение психологических кружков, занятий в творческих объединениях.

4. Совершенствовать систему психолого-педагогического просвещения педагогов и родителей с использованием интернет - ресурса.

5. Развитие волонтерского движения и участие в социально значимых проектах по профилактике негативных зависимостей и формированию социальных установок на здоровый образ жизни в рамках кабинета по профилактике наркомании.

6. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса при внедрении новых образовательных стандартов в ОУ.



IY. Комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями.


  1. Организационно – координационное обеспечение деятельности специалистов социальной и коррекционно-педагогической направленности в рамках образовательного процесса.

  2. Способствовать обеспечению полноценной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.


1.Обеспечение 50% специалистов компьютером

2.Обеспечение каждого специалиста помещением с зонами в соответствии с профилем.

3.Расширение интернет-ресурсов на сайте Центра.

4.Создание электронных образовательных ресурсов- випкамеры;

5.Банк данных «Новые технологии и методики здоровьесберегаю-щего сопровождения».

6. Открытие на базе центра комнаты отдыха.



1. Рецензирование 20% программ, реализуемых каждым специалистом центра. Распространение электронных образовательных ресурсов.

2. В рамках межведомственного взаимодействия обновить механизмы и регламенты отслеживания и поддержки здоровья школьников; требования по обеспечению безопасности центра; адекватные современным требованиям к организации образовательной среды; механизмы взаимодействия с учреждениями.


  1. Распространение эффективных способов работы лучших специалистов в системе повышения квалификации психолого-медико-социальных кадров.

  2. Повышение квалификации специалистов центра «Новые образовательные стандарты».

  3. Выделение узкопрофильных специалистов по направлениям:

здоровьесберегающие технологии;

-профильное

сопровождение;

- кризисные ситуации




3 этап

2011-2012


Психологичес-кое сопровождение участников образовательного процесса при введении новых образователь-ных стандартов в ОУ.




  1. Внедрение новых технологий и методик здоровьесберегающего сопровождения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;

  2. Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и основная составляющая деятельности центра.

  3. Создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

  4. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса при введении новых образовательных стандартов в начальной школе ОУ. Просвещение педагогов при введении новых образовательных стандартов в ОУ, педагоги как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников.

  5. Систематическое отслеживание среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.

  6. Обновление требований к условиям реализации образовательных программ и требований к результатам их освоения в рамках новых образовательных стандартов. Оценку качества при переходе с одной школьной ступени на другую.

  7. Развитие заочных и очно-заочных школ в центре для старших школьников, позволяющих им независимо от места проживания осваивать психологические программы профильного сопровождения по самым различным направлениям.



1. Обеспечение 100% специалистов компьютерной техникой.

2. Создать медиацентр и библиотеку в центре по деятельности узкопрофильных специалистов;

3. Приобрести интерактивные учебные пособия; высокотехнологичное психологическое оборудование.

4.Обеспечить выход в глобальные информационные сети 100% специалистов.

3. Содействие в создании комнат

эмоциональной разгрузки на базе Сергиевской СОШ, Сургутской СОШ, Суходольских СОШ №1,2.

4.Расширение интернет-ресурсов на сайте Центра.


1. Рецензирование 50% программ, реализуемых специалистами центра.

2. Разработать модели деятельности психолого-медико-социального сопровождения на ступенях обучения, обеспечивающих специфику организации образовательного процесса для младших школьников

3.Открытие коррекционно-развивающей группы для детей с нарушения зрения.


1. Выделение в рамках центра узкопрофильных специалистов:

- арттерапевт;

- сказкотерапевт;

- тифлопедагог



4 этап 2012-2013


Обеспечение индивидуального психолого-педагогическо-го сопровождения каждого обучающегося.


1. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса при введении новых образовательных стандартов в среднюю и старшую ступень ОУ.

2. При психологическом сопровождении учащихся учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школ.

- Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению.

- Подростки учатся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя не только в учебной, но и в других видах деятельности.

-Старшие школьники, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности.

3. Перейти к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников.

4. Проводить занятия по выбору учащихся, внеаудиторная занятость учащихся – психологические кружки, занятия в творческих объединениях.

5. Способствовать обеспечению полноценной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

6. Ввести систему обеспечения и консультационно-психологической поддержки профильного обучения, реализуемого в том числе посредством индивидуальных образовательных программ учащихся, сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Развитие психологической готовности к личностному и профессиональному самоопределению.



1.Издание и распространение современной учебной литературы, распространение электронных образовательных ресурсов.


2.Развитие дистанционных технологий с использованием различных сервисов сети Интернет.


1.Рецензирование 70% программ, реализуемых специалистами центра.


2.Разработать модели дистанционного, заочного и очно-заочного образования учащихся.


3.Разработать модели деятельности психолого-медико-социального сопровождения на ступенях обучения, обеспечивающих специфику организации образовательного процесса подростков и старших школьников;


Развитие практики профессиональной супервизии, направленной на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку






III. Изучение субъектов внешней среды образовательного учреждения.

Потенциальные партнеры образовательного учреждения.


Группы субъектов


личность

общество

государство

Дети от 0-18 лет

Родители

Педагоги

Дети с ограниченными возможностями здоровья


Образовательные учреждения района

ГОУ ДПО «Сергиевский Ресурсный центр»

МУ Центр диагностики и консультирования

Комитет по делам семьи и детства

Центральная районная больница

Региональный социопсихологический центр

ЗАГС

Управление социального обеспечения

Комиссия по делам несовершеннолетних

Центр специального образования

СРЦ «Исток»

СРЦ «Росинка»

Центр занятости

Комитет по делам молодежи

Газета «Сергиевская трибуна»

ТК «Радуга»

Министерство образования и науки

Северное управление

Администрация МР Сергиевский

Сельские администрации

Критерии:

  1. заказчик - предъявляет требования к результату;
  2. потребитель - тот, кто пользуется результатом;
  3. плательщик – расплачивается по условиям договора;
  4. партнер - взаимодействуют для достижения результата;
  5. посредник – оговаривает условия сделки;
  6. поставщик – предоставляет ресурсы;
  7. конкурент – способен заменить.


Субъекты

Заказчик

Потребитель

Плательщик

партнер

посредник

поставщик

конкурент

Дети

+

+






Родители

+

+

+

+




Педагоги

+

+


+




Дети с ОВЗ

+

+






Образовательные учреждения

+

+

+

+

+

+


Ресурсный центр

+



+




ЗАГС




+




Центральная районная больница




+




Управление соцобеспечения



+


+

+


Комитет по делам несовершеннолетних


+


+

+



Центр специального образования

+



+


+


СЦР «Исток» и «Росинка»




+




Центр занятости

+

+

+

+

+



Управление молодежной политики




+




МЦДО «Поиск»


+


+


+




Группы субъектов

Субъект

Потребность субъектов



Личность



Дети от 0-18 лет




Поддержка и помощь детям в решении задач развития, обучения, воспитания в соответствии с возрастной нормой и здоровьем


Родители


Психологическое просвещение и консультативная помощь в воспитании и развитии детей

Педагоги




Психологическое просвещение и консультативная помощь по индивидуализации развития, обучения и воспитания детей

Дети с ограниченными возможностями

здоровья

Создание условий адаптации, коррекции и социализации



Общество

Образовательные учреждения




Психолого-медико-социальное сопровождение субъектов образовательной деятельности

ГОУ ДПО «Сергиевский Ресурсный центр»




Центр диагностики и консультирования



Комитет по делам семьи и детства


Центральная районная больница



Региональный социопсихологический центр




ЗАГС


Управление социального обеспечения


Комиссия по делам несовершеннолетних,

Центр «Семья»

Центр специального образования


Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации


Центр занятости


Управление молодежной политики

МЦДО «Поиск»

Областной центр медицинской профилактики

Помощь в проведении мероприятий

по повышению квалификации педагогов, конкурсов округа


Направление детей на ПМПК, результаты мониторинга


Профилактическая работа с детьми «группы риска»

Сотрудничество по детям с ограниченными возможностями здоровья.


Результаты мониторинга для принятия управленческих решений, качество психолого-медико-социального сопровождения

Информация о детях, рожденных в районе


Информация о социальных слоях населения


Профилактика отклоняющегося поведения


Качественная коррекционная помощь детям с особыми потребностями, их интеграция


Сотрудничество по детям с ОВЗ


Информация об потребностях и трудоустройстве подростков

Профилактика отклоняющегося поведения

Организация совместных мероприятий

Методическое сопровождение реализации здоровьесберегающих технологий


Государство

Министерство образования и науки




Психолого-медико-социальное обеспечение модернизации образования в образовательных учреждениях

Северное управление



Администрация Сергиевского района


Сельские администрации

Психолого-медико-социальное обеспечение модернизации образования в образовательных учреждениях

Обеспечение здорового поколения Сергиевского района

Обеспечение здорового поколения на территории поселка, села.







IV. Что нужно субъектам внешней среды от

ГОУ Сергиевского психологического центра?




  1. Реализация образовательной деятельности на базе центра.


  1. Психологическое сопровождение приоритетных направлений региональной образовательной политики.


  1. Проведение социопсихологического мониторинга образовательной среды, психологического здоровья воспитанников и учащихся образовательных учреждений разного типа и вида Сергиевского района.


  1. Информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений по созданию оптимальных психолого-педагогических условий в образовательном пространстве ОУ.


  1. Психопрофилактическая работа по профилактике негативных зависимостей и формированию социальных установок на здоровый образ жизни.


  1. Комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.


  1. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса при обновлении образовательных стандартов в ОУ.


  1. Переход к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников.










Партнеры:


  1. Образовательные учреждения

  2. Родители

  3. ГОУ ДПО «Сергиевский Ресурсный центр»

  4. Центр диагностики и консультирования

  5. Комитет по делам семьи и детства

  6. Центральная районная больница

  7. Региональный социопсихологический центр

  8. Комиссия по делам несовершеннолетних

  9. Центр специального образования

  10. СРЦ «Исток»

  11. Центр занятости

  12. Управление по спорту, туризму и молодежной политике

  13. СРЦ «Росинка»

  14. ТК «Радуга -3»

  15. Территориальный центр «Семья»

  16. МЦДО «Поиск»

  17. Областной центр медицинской профилактики